Антон Макаренко в своем фундаментальном труде «О воспитании» приводил следующие рассуждения: «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Путешествуя по Армани, мы задались вопросом: каковы увлечения детей в поселке, где население всего-навсего 832 человека, где нет такого количества развлечений, как в Магадане или, например, Омсукчане? Мы решили зайти в общеобразовательную школу, пообщаться с учителями и узнать, чем живут арманские школьники, каковы особенности их воспитания и какова роль школы в осуществлении такового.

МКОУ «СОШ п. Армань»

Надежда Ивановна Яцына, директор Арманской школы, согласилась дать нам небольшое интервью. Я всегда говорил и буду говорить, что Колымчане — люди большого ума и широчайшей души, их целеустремленность, душевная красота и самоотверженный, героический труд — это три кита, на которых стоит Магаданская область. И в очередной раз я нашел подтверждение своим словам в этом незаурядном человеке.

Надежда Ивановна

«Я родилась на Колыме, в посёлке Балаганное Магаданской области Ольского района. Закончила 8 классов, поступила в педагогическое училище в Анадыре, закончила его и заочно закончила Магаданский педагогический институт. Работала в Арманской школе. 1 год по направлению я отработала в Талоне, а потом была переведена в Арманскую школу. В Арманской школе учителем начальных классов я отработала 17 лет. В 1994 году со своей семьей (двое детей, я и супруг) уехала на Алтай. На Алтае я работала в комитете по образованию и директором детского оздоровительного лагеря, и те знания, которые были получены мной здесь, в Арманской школе — они мне очень сильно помогли там. Я проработала там (на Алтае) 15 лет, и все время тянуло домой. Потом, в один прекрасный момент, мне позвонила Ольга Альбертовна (заместитель директора по УВР — прим. ред.) и сказала: «Надежда Ивановна, есть место в Арманской школе. Вы бы вернулись домой?». Без разговоров! И в 2010 году, когда Ирина Алексеевна, директор Арманской школы, перешла на главу поселка, я приехала работать здесь директором. И вот с того времени, с 2010 года, вот уже 10 лет я работаю директором.

Что изменилось, когда я приехала? Когда я уезжала в 1994, поселок был большой, хотя уже отток населения был. Люди старались выехать, чтобы, например, вывезти детей на Большую землю для того, чтобы они могли получить образование. Тогда шел разговор о том, что сворачивать надо Колыму и работать только вахтовым методом. Когда я уезжала, у нас, в Арманской школе, было 500 человек, а когда я вернулась — их было 100. И сейчас вот, 100, 114, 112 человек мы в школе держим. Ну а если только на поселке есть школа, значит он будет существовать.

Доска почета

Время идет, дети растут. А раз дети растут, то необходимо, чтобы дети получали знания, которые они потом смогут реализовать в жизни. Не только в Магаданской области, ведь кто-то, может быть, уедет. Поэтому, наша задача сделать так, чтобы в нашей школе детям было интересно заниматься. И впервые в этом году на базе нашей школы открыта «Точка роста». «Точка роста» — это центр гуманитарного и дополнительного образования, и дети могут заниматься в нем. Это позволяет им более широко познать, например, информатику, технологию, ОБЖ, то есть все это попробовать на практике. Мы недавно проводили открытые мероприятия, к нам приезжали и смотрели, как у нас идет работа. Конечно же мы сами учимся многому. У нас слаженный педагогический коллектив. Например, есть педагоги, которые отработали 50 лет в нашей школе, 40 лет. Шесть человек у нас таких, а всего у нас педагогический коллектив — 17 человек. Но есть и молодые, кто приезжает и работает. Мы с удовольствием встречаем молодежь, потому что молодежь всегда приносит что-то новое, а раз приносит новое — значит, детям интересно. А раз им интересно — значит, они с увлечением будут рассказывать дома. Если с увлечением рассказывают дома, значит, родители будут заинтересованы в том, чтобы их дети и дальше тут учились.

Полезные советы

Я Вам могу сказать, что в в нашу школу из Магадана очень много приезжает детей. Есть такие семьи, которые говорят, что ребенок пошел в первый класс, но не усваивал программу, и предложено было идти в коррекционную школу либо пройти медико-педагогическую комиссию. Мы принимаем детей всех, у нас есть такая возможность, школа у нас большая. И независимо ни от чего, каким бы этот ребенок ни был, хорошо он занимается или плохо — мы детей с удовольствием принимаем и обучаем.

За последние годы у нас в школе отремонтирован спортивный зал. У нас был он построен, когда я приехала — мы его приняли, но многое надо было еще доделать, переделать. Мы отремонтировали, у нас есть все оборудование в спортивном зале. У нас есть тренажерный зал, мы только его сдали сейчас, по программе оснащения спортивным оборудованием сельских школ. У нас есть футбольная площадка, волейбольная площадка, паркур, полоса препятствий, уличные тренажеры. Все это способствует тому, чтобы дети наши занимались спортом, развивались.

Спортивные объекты на территории школы

Три года назад мы набрали первый класс и впервые разработали программу, разработали устав, заключили договор с Ольским МЧС и нашей пожарной частью и эти дети у нас теперь кадеты-спасатели. Сейчас они в третьем классе, они принимали участие в открытых мероприятиях, показывали, чему они научились, что они знают. Они — частые гости в нашем МЧС, ходят туда на занятия, на практические работы, их проводит Арбузов Дмитрий Васильевич (начальник ПЧ-10 по охране п. Армань ОГПС по Ольскому району — прим. ред.), и здесь они тоже этим занимаются. Мы всегда ищем новые методы, ищем то, что было бы интересно детям, чтобы они получали не только знания, но и воспитание, мы стараемся воспитывать человеческие качества. Человек может иметь пять высших образований, но не быть именно человеком, а ведь это самое главное — быть человеком, с доброй душой, с отзывчивостью, с вниманием к людям — вот это мы закладываем своим детям.

Посвящение в кадеты. Архивное фото от 30 марта 2018 года

У нас сейчас создан волонтерский отряд, его возглавляет Субракова Ольга Васильевна, она у нас является педагогом-организатором в школе. И вот ребята, буквально перед новым годом, сделали поделки и увезли в дом инвалидов в город Магадан. Увезли, поздравили. И тем людям приятно, и дети получили удовлетворение, что они сделали подарки людям. Сейчас составлен список пожилых людей, тех, кому необходимо оказывать помощь, может где-то кому-то снег почистить во дворе, где-то что-то убрать, может еще в чем-то помочь Вот они сейчас составляют план работы и, естественно, продолжают работать.

Работа волонтеров — доска памяти ветеранам ВОВ, проживающим в Армани

А в летний период они на пришкольной площадке. У нас всегда летом, помимо того, что у нас работает детский оздоровительный лагерь в 2 смены, у нас еще работает бригада ребят в количестве 10 человек. Если Вы летом приедете, то увидите, что у нас во дворе очень много цветов. У нас много дипломов и благодарственных писем за облагороженный участок. В том году мы поставили теплицу, в этом году она пока еще не работала, у нас Хасанова Мирослава Владимировна (учитель школы — прим. ред.), она любит заниматься выращиванием овощей и с ребятами у нас были и редис, и морковь, и приправы — укроп и так далее, и это все помогло нам в удешевлении питания. У нас небольшой участок, но мы садим картофель, дети сами обрабатывают, выкапывают и они видят, что их труд необходим. И это все для того, чтобы было интересно нашим детям. А будет интересно детям — родители с благодарностью будут относиться к тем людям, кто делает добро

Я безмерно благодарен Надежде Ивановне за столь исчерпывающее интервью. Трудами педагогического коллектива школы учеба Арманских школьников выходит на качественно новый уровень — у детей появляется осознание своего вклада в благополучие нашей Малой Родины — Магаданской области и отдельных ее жителей. Пусть же вклад этот беспрерывно множится, и все то, на что направлены мысли и старания учителей — все это непременно сбудется.

В следующей части я расскажу подробнее про проект «Точка роста» и его организацию в Арманской школе. Это будет заключительная запись в рассказе про Армань. До новых встреч!