Антон Макаренко в своем фундаментальном труде «О воспитании» приводил следующие рассуждения: «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Путешествуя по Армани, мы задались вопросом: каковы увлечения детей в поселке, где население всего-навсего 832 человека, где нет такого количества развлечений, как в Магадане или, например, Омсукчане? Мы решили зайти в общеобразовательную школу, пообщаться с учителями и узнать, чем живут арманские школьники, каковы особенности их воспитания и какова роль школы в осуществлении такового.

Надежда Ивановна Яцына, директор Арманской школы, согласилась дать нам небольшое интервью. Я всегда говорил и буду говорить, что Колымчане — люди большого ума и широчайшей души, их целеустремленность, душевная красота и самоотверженный, героический труд — это три кита, на которых стоит Магаданская область. И в очередной раз я нашел подтверждение своим словам в этом незаурядном человеке.

«Я родилась на Колыме, в посёлке Балаганное Магаданской области Ольского района. Закончила 8 классов, поступила в педагогическое училище в Анадыре, закончила его и заочно закончила Магаданский педагогический институт. Работала в Арманской школе. 1 год по направлению я отработала в Талоне, а потом была переведена в Арманскую школу. В Арманской школе учителем начальных классов я отработала 17 лет. В 1994 году со своей семьей (двое детей, я и супруг) уехала на Алтай. На Алтае я работала в комитете по образованию и директором детского оздоровительного лагеря, и те знания, которые были получены мной здесь, в Арманской школе — они мне очень сильно помогли там. Я проработала там (на Алтае) 15 лет, и все время тянуло домой. Потом, в один прекрасный момент, мне позвонила Ольга Альбертовна (заместитель директора по УВР — прим. ред.) и сказала: «Надежда Ивановна, есть место в Арманской школе. Вы бы вернулись домой?». Без разговоров! И в 2010 году, когда Ирина Алексеевна, директор Арманской школы, перешла на главу поселка, я приехала работать здесь директором. И вот с того времени, с 2010 года, вот уже 10 лет я работаю директором.
Что изменилось, когда я приехала? Когда я уезжала в 1994, поселок был большой, хотя уже отток населения был. Люди старались выехать, чтобы, например, вывезти детей на Большую землю для того, чтобы они могли получить образование. Тогда шел разговор о том, что сворачивать надо Колыму и работать только вахтовым методом. Когда я уезжала, у нас, в Арманской школе, было 500 человек, а когда я вернулась — их было 100. И сейчас вот, 100, 114, 112 человек мы в школе держим. Ну а если только на поселке есть школа, значит он будет существовать.

Время идет, дети растут. А раз дети растут, то необходимо, чтобы дети получали знания, которые они потом смогут реализовать в жизни. Не только в Магаданской области, ведь кто-то, может быть, уедет. Поэтому, наша задача сделать так, чтобы в нашей школе детям было интересно заниматься. И впервые в этом году на базе нашей школы открыта «Точка роста». «Точка роста» — это центр гуманитарного и дополнительного образования, и дети могут заниматься в нем. Это позволяет им более широко познать, например, информатику, технологию, ОБЖ, то есть все это попробовать на практике. Мы недавно проводили открытые мероприятия, к нам приезжали и смотрели, как у нас идет работа. Конечно же мы сами учимся многому. У нас слаженный педагогический коллектив. Например, есть педагоги, которые отработали 50 лет в нашей школе, 40 лет. Шесть человек у нас таких, а всего у нас педагогический коллектив — 17 человек. Но есть и молодые, кто приезжает и работает. Мы с удовольствием встречаем молодежь, потому что молодежь всегда приносит что-то новое, а раз приносит новое — значит, детям интересно. А раз им интересно — значит, они с увлечением будут рассказывать дома. Если с увлечением рассказывают дома, значит, родители будут заинтересованы в том, чтобы их дети и дальше тут учились.

Я Вам могу сказать, что в в нашу школу из Магадана очень много приезжает детей. Есть такие семьи, которые говорят, что ребенок пошел в первый класс, но не усваивал программу, и предложено было идти в коррекционную школу либо пройти медико-педагогическую комиссию. Мы принимаем детей всех, у нас есть такая возможность, школа у нас большая. И независимо ни от чего, каким бы этот ребенок ни был, хорошо он занимается или плохо — мы детей с удовольствием принимаем и обучаем.
За последние годы у нас в школе отремонтирован спортивный зал. У нас был он построен, когда я приехала — мы его приняли, но многое надо было еще доделать, переделать. Мы отремонтировали, у нас есть все оборудование в спортивном зале. У нас есть тренажерный зал, мы только его сдали сейчас, по программе оснащения спортивным оборудованием сельских школ. У нас есть футбольная площадка, волейбольная площадка, паркур, полоса препятствий, уличные тренажеры. Все это способствует тому, чтобы дети наши занимались спортом, развивались.

Три года назад мы набрали первый класс и впервые разработали программу, разработали устав, заключили договор с Ольским МЧС и нашей пожарной частью и эти дети у нас теперь кадеты-спасатели. Сейчас они в третьем классе, они принимали участие в открытых мероприятиях, показывали, чему они научились, что они знают. Они — частые гости в нашем МЧС, ходят туда на занятия, на практические работы, их проводит Арбузов Дмитрий Васильевич (начальник ПЧ-10 по охране п. Армань ОГПС по Ольскому району — прим. ред.), и здесь они тоже этим занимаются. Мы всегда ищем новые методы, ищем то, что было бы интересно детям, чтобы они получали не только знания, но и воспитание, мы стараемся воспитывать человеческие качества. Человек может иметь пять высших образований, но не быть именно человеком, а ведь это самое главное — быть человеком, с доброй душой, с отзывчивостью, с вниманием к людям — вот это мы закладываем своим детям.

У нас сейчас создан волонтерский отряд, его возглавляет Субракова Ольга Васильевна, она у нас является педагогом-организатором в школе. И вот ребята, буквально перед новым годом, сделали поделки и увезли в дом инвалидов в город Магадан. Увезли, поздравили. И тем людям приятно, и дети получили удовлетворение, что они сделали подарки людям. Сейчас составлен список пожилых людей, тех, кому необходимо оказывать помощь, может где-то кому-то снег почистить во дворе, где-то что-то убрать, может еще в чем-то помочь Вот они сейчас составляют план работы и, естественно, продолжают работать.

А в летний период они на пришкольной площадке. У нас всегда летом, помимо того, что у нас работает детский оздоровительный лагерь в 2 смены, у нас еще работает бригада ребят в количестве 10 человек. Если Вы летом приедете, то увидите, что у нас во дворе очень много цветов. У нас много дипломов и благодарственных писем за облагороженный участок. В том году мы поставили теплицу, в этом году она пока еще не работала, у нас Хасанова Мирослава Владимировна (учитель школы — прим. ред.), она любит заниматься выращиванием овощей и с ребятами у нас были и редис, и морковь, и приправы — укроп и так далее, и это все помогло нам в удешевлении питания. У нас небольшой участок, но мы садим картофель, дети сами обрабатывают, выкапывают и они видят, что их труд необходим. И это все для того, чтобы было интересно нашим детям. А будет интересно детям — родители с благодарностью будут относиться к тем людям, кто делает добро.»
Я безмерно благодарен Надежде Ивановне за столь исчерпывающее интервью. Трудами педагогического коллектива школы учеба Арманских школьников выходит на качественно новый уровень — у детей появляется осознание своего вклада в благополучие нашей Малой Родины — Магаданской области и отдельных ее жителей. Пусть же вклад этот беспрерывно множится, и все то, на что направлены мысли и старания учителей — все это непременно сбудется.
В следующей части я расскажу подробнее про проект «Точка роста» и его организацию в Арманской школе. Это будет заключительная запись в рассказе про Армань. До новых встреч!